Интернет галерея антикварного и современного искусства (812) 951 86 52 
Город Искусств
АНТИКВАРИАТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Современные художники, представленные на сайте
Русские художники 19 века и начала 20 века
О русских художниках 18 века
Русский авангард:мифы и реальность
Художественные объединения Москвы и Ленинграда
Нонконформизм в русском искусстве
О копиях, подделках и экспертизе
Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге 1703-1917
Ленинградские художники, погибшие в годы ВОВ
О европейском фарфоре
 
АИС (СПб) - ДАЛЬКЕВЙЧ МЕЧИСЛАВ-ФРАНЦ МИХАЙЛОВИЧ

Живописец, иллюстратор, литератор, педагог.
Родился 2 апреля 1861 года в селе Вишневчик Каменец-Подольской области в польской мещанской семье.

Получил довольно хорошее общее образование, окончив шестиклассную классическую 'прогимназию, знал французский, немецкий, украинский и польский языки. В 1876 г. поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учился у Б.П.Виллевальде и П.Клодта успешно, за рисунок и пейзажи был награжден серебряными медалями, в 1882 г. окончил Академию и вступил ратником в ополчение.

Творческая деятельность художника началась еще до окончания образования, в 1878 г. Она была очень разнообразна: живопись, преимущественно пейзажи, он считал основным видом; в 1884 г. принял участие в конкурсе в Обществе поощрения художеств и за пейзаж был удостоен премии.

С 1878 по 1906 г. работал как рисовальщик, карикатурист, иллюстратор и хромолитограф в журналах "Живописное обозрение", "Нива", "Всемирная иллюстрация", "Нувелист", "Родник", "Развлечения", "Стрекоза", "Шут" "Осколки" и другие. Был редактором художественного отдела журнала "Нива" (1907-1918 п.). Отдельным изданием вышли иллюстрированные Далькевичем "Мертвые души" И. В. Гоголя (издательство А. Ф. Маркса), "Кавказские рассказы" Н.П.Гнедича.

Представляют интерес Литературные труды художника: с 1894 г. печатались его статьи по вопросам истории искусства, живописи, монографии. Он был постоянным корреспондентом журналов "Артист" (с 1894 г.), "Искусство и художественная промышленность", "Наука и жизнь (1906 г.), "Ппиа"(1907 г,), газет "Россия", "Северный курьер"(1899 г.) и других периодических издании. В издательстве Голике и Вильбор вышла его монография "Кущвлюская галерея", у Туманина напечатана книга "Музей императора Александра III", в издательстве журнала "Наука и жизнь" издана теоретическая работа "Жизнь и искусство".

Одновременно художник много работал в живописи, с 1917 г. состоял активным членом "Общества им. Куинджи", "Товарищества художников " (1918 г.), "Союза художников" (с его основания). Его работы экспонировались на выставках этих объединений, на всех юбилейных выставках (1917-1927 гг.).

В июне 1934 г. Далькевич вступил в Ленинградскую организацию Союза художников. Его работы приобретались в музеи и частные собрания. Так, "Портрет артистки Н, С. Васильевой" (1918 г.) вошел в коллекци ю Театрального музея в Ленинграде, "Май" (1919 г.), "В шхерах" (1920 г.), "Зима" (1921 г.) - в частных собраниях Польши, "В Финляндии" (1925 г.) - также в частной коллекции, "Тундра" ( 1935 г.) - в музее Зоологического института в Ленинграде. Созданный им первый по времени портрет В.И.Ленина в красках (масло) издан Госиздатом массовым тиражом в 1918 г., как и ряд литографированных портретов деятелей революции (1923 - 1926 гг.).
Особую и, пожалуй, самую значительную страницу в его творческой биографии составляет преподавание исскусства грима, зачинателем которого он стал и довел до высокого совершенства. Еще в 1890 г. ( 91 ?) он начал преподавать рисование и театральный грим в Театральном училище при Александрийском театре и во. всех существовавших в то время частных театральных школах (Поллах, Читау, Субботиной, Воскресенской, и других - до 1906 г.).

В 1916 - 1921 гг. он заведовал отделением грима во всех государственных театрах, а также художественно-графической частью Музея Государственных академических театров, совмещая эту работу с руководством информационным бюро Наркомпроса (1918 -1919 гг.).

С 1920 по 1929 г. он вел преподавание грима в  Театре русской драмы (студия им. народного артиста Ю.М.Юрьева) и ряде частных училищ. Деятельность его в этой области оценивалась в театральных кругах очень высоко. Государственный академический театр драмы ходатайствовал о присуждении старейшему мастеру персональной пенсии (1929 г.): "Товарищ Далькевич был первым художником, работавшим в области грима, и первым по времени преподавателем этого предмета, и создавшим программу преподавания, которая распространялась в течение 25 лет им самим и его учениками, и легла в основу преподавания грима в театральных школах и студиях. Целый ряд артистов - мастеров в области грима являются его учениками, как например, Голубева, Яворская, Миронова, Юренева, Стравинская, Озаровский, Ст.Яковлев, Лебединский (автор "Руководства по гриму"), Ходотов и другие". За художественную, научную и педагогическую деятельность Далькевичу присуждена персональная пенсия.

Но не только театральная общественность высоко оценила вклад мастера в развитие отечественного искусства. В 1929 г. "Общество им. Куинджи" праздновало 50-летннй юбилей художественной, педагогической и художественно-литературной деятельности своего старейшего члена. В "Журнале заседаний Правления Общества им. Куинджи" 9/1-1929 г. записан план его проведения: "Просить С.М.Дудина и С.М.Першина сделать сообщение о его деятельности, открыть выставку работ в Обществе, ходатайствовать о присуждении звания заслуженного деятеля искусств".

В марте 1929 г. Далькевич был приглашен внештатным преподавателем грима на декоративно-прикладное отделение живописного факультета Академии Художеств (ВХУТЕИНа), которым руководил тогда М.П.Бобышев. Но вакансия не была еще предусмотрена для ЭТОЙ новой дисциплины и преподавание ее прекратилось в 1930 году. 
Он жил в Ленинграде, на Васильевском острове, 14-я линия, д.45, кв.10 в мастерской (52 кв.м), которая одновременно служила и комнатой для жилья.

Осенью 1940 г. Ленинградская организация рекомендовала его в члены Союза Художников СССР. В архиве Союза Художников СССР сохранилась последняя анкета, заполненная художником 20 мая 1941 г., где есть такая запись: "Прогрессирующая болезнь сердца не позволяет мне не только интенсивно работать, но и выходить за пределы мастерской". Он умер в 1941 году в Ленинграде.


Назад к списку статей Версия для печати

ООО "Город Искусств"