Интернет галерея антикварного и современного искусства (812) 951 86 52 
Город Искусств
АНТИКВАРИАТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Современные художники, представленные на сайте
Русские художники 19 века и начала 20 века
О русских художниках 18 века
Русский авангард:мифы и реальность
Художественные объединения Москвы и Ленинграда
Нонконформизм в русском искусстве
О копиях, подделках и экспертизе
Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге 1703-1917
Ленинградские художники, погибшие в годы ВОВ
О европейском фарфоре
 
АИС (СПб) - КОРОЛЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ

Иван Павлович Королев родился в 1888 г. 18.08 в Тульской губернии в деревне Немерино Каширского уезда, в крестьянской семье.

Творчество художника графика Ивана Павловича Королева связано с послеоктябрьской эпохой и печать этого времени лежит на всех его работах.
Небольшое наследие, оставшееся у родных Королева, дает ясное представление о становлении художника.
Художественная подготовка Королева была довольно основательной, В 1909 г. в возрасте 21 г. О он поступил в Пензенское художественное училище им. Н.Д.Селиверстова. Выбор именно этого училища для получения художественного образования был не случайным.
Пензенское художественное училище, основанное в 1897 г., при Императорской Академии Художеств, было известно своими педагогами и реалистической направленностью преподавания. В нем работали ученики И.Е. Репина - А.И. Вахрамеев и И.С. Горюшкин-Сорокопудов, а также художники: А.Ф. Афанасьев, Н.Ф. Петров, К.А. Савицкий. В годы первой русской революции преподаватели и студенты училища живо откликнулись на события, происходившие в стране. Организация студенческих собраний, сходок, а также экспонирование в 1908 г, в степах училища выставки  произведений на тему революции 1905 г., созданных группой молодых художников, куда входили: И.И. Бродский, Г-Н. Горелов, А.И. Савицкий, А.И. Вахрамеев, укрепили за училищем репутацию прогрессивного учебного заведения.
Занятия строились по программе, напоминавшей программу Академии Художеств. Специальным дисциплинам (живописи, лепке, рисунку) уделялось большое внимание. Студенты получали знания по анатомии, проекции, перспективе, истории искусства. Рисунку отводилось основное время. Под руководством Горюшкина-Сорокопудова проходили занятия офортом.
Такая подготовка привила Королеву любовь к рисунку, выработала в нем крепкого рисовальщика.
В 1914 г. Королев закончил училище и был утвержден "в звании профессионального рисовальщика с правом преподавать черчение и чистописание в средних учебных заведениях".
Но преподавать Королеву не пришлось. С 1914 по 1924 год он находился на военной службе.

10 лет в отрыве от творчества - срок не малый. Несмотря на это, в 1924 г. Королев поступил в Академию Художеств "ВХУТЕМАС" и в 1927 г. закончил графический факультет ВХУТЕИНА по кафедре офорта у замечательного педагога Е.С. Кругликовой. Ученики Кругликовой приобретали профессиональные познания всех видов гравюры, обязательным было изучение истории искусства мирового офорта. Поэтому каждый студент, кроме защиты диплома, представлял на суд экзаменационной комиссии литературную работу по истории граверного дела. В качестве диплома Королев представил офорт "Трактор купили" и статью "Офорт в России".
Профессиональное мастерство, приобретенное под руководством Кругликовой, ее душевные качества, чуткое внимание к товарищам и ученикам, стремление отдать им все свои знания и опыт, сделали художника до конца жизни приверженным своему учителю. Кроме этого, Королев видел в Кругликовой мастера, близкого себе по духу. Королев не любил трюкачества, фальши в работе. Он постоянно делал наброски, которые отличались выразительностью рисунка, меткостью характеристик.
Жизненные наблюдения находили конкретное образное воплощение в решении сюжетных композиций. Детская тема, с любовью разрабатываемая Кругликовой, находит отклик и в первых самостоятельных работах Королева. Дети, как и в произведениях Кругликовой, обязательно чем-то заняты: чтением книги ("Девочка с книгой", 1929, акватинта), игрой ("Мальчик с лошадкой", 1929, бумага, уголь), конструированием ("Сын за сбором модели", 1930, офорт).

Огромный размах строительства в тридцатые годы находил отражение в произведениях художников. Тему индустриализации Королев решает по-своему. Если Крутикову привлекает индустриальный пейзаж, то у Королева приобладает интерес, к станкам, машинам, механизмам. Правда, они давлеют над человеком, вытесняют его с графического  листа ("Котельный цех", 1934, офорт ; "Котельный цех завода им. Марти", 1931, офорт).
Все более характерной для Королева становится связь его творчества со значительными социальными преобразованиями в стране.
Поездка а Кабардино-Балкарию в 1934 г. по творческой командировке профсоюза РАБИС5) с художниками И.К.Колесовой, И.М.Биленьким, А.В.Кручининым имела большое значение в формировании мировоззрения Королева. Новая жизнь малого народа захватила художника. С огромным уважением, с глубоким вниманием изображает он кабардинцев, балкарцев разного возраста, разных профессий. В портретах важных стариков в черкесках с газырями, в папахах, с кинжалами у пояса и балкарцев-пастухов, молодых женщин, столетних старух, выявлены типические черты характера этого народа. Многочисленные зарисовки, наброски, изображающие быт, собрания колхозников, строительство современных домов и саклей стали основой для работ "Собрание колхозников" ( 1935 г., цветной офорт), "Мальчик на ослике" (1935 г., литография), "Старики Кабардино-Балкарии" (1935 г., офорт). Они полны динамики, движения. Композиции выполнены в различных графических техниках: цветного карандаша, сухой иглы, офорта. В 1935 году эти листы демонстрировались на Первой выставке ленинградских художников в Русском музее. Здесь было много портретов. Начиная с поездки в Кабардино-Балкарию этот жанр для Королева стал самым близким. Он находит свою "тему"- Его привлекало эмоциональное состояние человека. На этом он сосредотачивал внимание зрителя. В портретах Королев не давал среду, окружение: фоном служил чистый лист бумаги. Художник искал технические приемы, соответствующие индивидуальному типу натуры.
Портрет рано ушедшего из жизни ученика Е.С. Кругликовой Ю.П. Великанова выполнен литографским карандашом (1933). Это погрудное изображение, на, котором мы видим человека с тонкими чертами лица и взглядом каким-то отрешенным и как бы ушедшим в себя. Великанов позировал художнику графику за год до своей смерти. Для портрета "Девушки в берете" (1932) больше подошла техника мягкого лака. Контрастами темного и светлого передан непредсказуемый характер молодости. Мастерски выполнен акварелью портрет "Девочки-подростка" (1935). Образ продиктовал художнику эту технику, требующую особой легкости и прозрачности. В сочетании цветного офорта и акватинты (купить акватинту) исполнена "Смеющаяся девушка в красной косынке" (1937). Яркий солнечный свет, декоративность: красный цвет косынки и белый - кофточки создают мажорное настроение. Оно подчеркнуто скульптурной лепкой формы молодого лица, мягкой округлостью линий. Королеву удалось воплотить характерное для того времени романтическое представление о женщине-труженице 30-х годов - счастливой, с надеждой устремленной в будущее. Художник график достиг предельной обобщенности образа, что позволяет отнести портрет к ряду лучших графических произведений тех лет (например, работ А.Н. Самохвалова, А.Ф. Пахомова, А.А. Дейнеки). Этому способствовала та художественная среда, в которой находился Королев.
Королев оставался верным офорту и в то время, когда большинство ленинградских художников графиков в основном работало в литографии, находящейся в своем расцвете. В 1930 году, когда был' ликвидирован полиграфический факультет Академии Художеств, Королев вместе с другими учениками Кругликовой - Н.А. Павловым, Н.В. Литвиновой, Ю.П. Великановым, а позднее В.А.Успенским - продолжал работу над офортом в организованном при Академии Художеств кружке графики, а затем - в печатной мастерской Дома Санитарной культуры. В Русском музее хранится линогравюра Кругликовой (1930), на которой она изобразила себя вместе с учениками за работой в' этой мастерской. Как и во всех портретах Кругликовой, персонажи легко узнаваемы, что помогло атрибутировать литографию Королева, изображающую художников В.А. Успенского и Н.А. Павлова, рассматривающих книгу.


Через четыре года была восстановлена графическая мастерская в Академии Художеств. Крутикова вместе с учениками, круг которых становился все шире, возвратилась в Академию. При мастерской начал работать Кабинет Графики, где Королев был руководителем в течение марта-сентября 1934 года. Это создавало возможность для дальнейшего экспериментирования в офорте. Вместе со своими товарищами Н.А. Павловым , В.А. Успенским и печатником И.Е. Коротковым, Королев освоил новый способ печатания с применением целлюлозы.
В Кабинете Графики в эти годы вместе с Кругликовой работали.над офортом К.И. Рудаков, СБ. Юдовнн, Е.А.Кибрик, Г.С. Верейский. "Мастерская Академии Художеств" вместе с "Кабинетом" стали центром офортного искусства в Ленинграде. -Другим центром позднее явилась мастерская в Ленинградском Союзе советских художников. Там продолжала консультировать Е.С. Кругликова", - писал искусствовед П.Е.Корнилов."
В мастерской Союза художников Королев выполнил несколько заказных портретов, в том числе Н.В. Гоголя и М.А. Шолохова. Других творческих работ этого времени не сохранилось.
Одновременно с офортом Королев работал и над книжной иллюстрацией, хотя это не было основным в творчестве художника. Он сотрудничал в журналах "Чиж", "Костер", "Вокруг света". В приключенчскрм журнале "Вокруг света" особенно проявились его начитанность, тонкое понимание стиля писателя, умение достигнуть созвучия иллюстрации и текста. Заставки, сюжетные изображения, концовки отличаются фантастикой и романтическим настроением. Таковы иллюстрации к рассказам "Золотая пуля" Кэрвуда, "Хатоко" А.Гана, "Лицо из Голливуда". Они выполнялись в офорте, литографии, цветном карандаше.
В работе над книгой, в отличие от журналов, Королев следует традиции штриховой иллюстрации прошлого века. Так выполнены заставки к "Тому Сойеру" М.Твена (1939, не издан.), рисунки к книге Л.Фадеева "Против течения" (1937, Гослитиздат), Б.Воеводина .и Е.Рысса "Буря" (1939, не издана). Королев стремился к выразительности, лаконичности штриха, передавал дух времени, к которому относилось действие книги. Динамизм - самая отличительная черта иллюстраций Королева. Герой повествования представал всегда в экстремальных ситуациях (Н.М.Быльев "Рассказы о Кирове", М.,Л., "Детиздат", 1933).
В 1938 году в Ленинградском Союзе советских художников состоялась первая персональная выставка Королева (совместно с художником М.А.Кирнарским) и творческий вечер, посвященный обсуждению работ. Начиная с 1933 года Королев, был постоянным участником выставок, организуемый Союзом художников, Русским музеем, Третьяковской Галереей/' Работы с этих выставок были приобретены Государственным Русским музем ("Портрет В.И.Ленина", 1933, литография; "Колхозники-Кабардинцы", 1934, офорт; "В сельсовете", 1931, офорт; "Портрет Великанова", 1933, литография и другие).
Творчество Ивана Павловича Королева всегда оставалось в рамках офортной школы Е.С.Кругликовой, ярким представителем и энтузиастом которой он являлся.
 И.П.Королев умер 13 марта 1942 г. по пути в эвакуацию и захоронен в г. Коврове Московской области.


Назад к списку статей Версия для печати

ООО "Город Искусств"