Интернет галерея антикварного и современного искусства (812) 951 86 52 
Город Искусств
АНТИКВАРИАТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Современные художники, представленные на сайте
Русские художники 19 века и начала 20 века
О русских художниках 18 века
Русский авангард:мифы и реальность
Художественные объединения Москвы и Ленинграда
Нонконформизм в русском искусстве
О копиях, подделках и экспертизе
Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге 1703-1917
Ленинградские художники, погибшие в годы ВОВ
О европейском фарфоре
 
АИС (СПб) - ПУМПЯНСКИЙ ЛЕВ ИВАНОВИЧ

Искусствовед.
Родился 23 августа 1889 г. в Новоузенске Самарской губернии.

Отец, по сословию из мещан г.Новогрудка, был провизором, а позднее служил на Рязано-Уральской железной дороге агентом по снабжению. Общее образование получил в Петербурге, окончив гимназию Гуревича (1908 г.) и юридический факультет Петербургского университета (1910-1915 г.г.). Одновременно занимался живописью в частной мастерской Я.Ф.Циоиглинского и М.Д.Бернштейна. В 1912-1913 годах посетил Германию и Австрию, где изучал старинных мастеров с целью теоретического обоснования своих практических работ.

В 1958 г. поступил в ПГСХУМ (бывшая Академия художеств) в мастерскую без руководителя, затем занимался у К.С. Петрова-Водкина и Д.Н. Кардовского.

С 1916 г. начал публиковать материалы по вопросам искусства в журнале "Аполлон", где кроме мелких статей и заметок печатались большие работы, например, о финских художниках и первая часть книги "Афинская школа" по теории картины. После революции (с 1919 г.) продолжал литературную деятельность в журнале "Пламя" (издание Петроградского Совета РККД), где поместил ряд статей о советских художниках и о культурном наследии под рубрикой "Искусство и современность" ( о примитивах, о Леонардо да Винчи, о новых памятниках и др.).

Отдельные статьи, в  том числе принципиального характера - о новых задачах искусства в связи с революцией, - печатал в журналах "Записки передвижного Гайдебуровского. театра", "Вестник академических театров", "Жизнь искусства". В 1918-1919 годах служил в Петроградском Пролеткульте (заведовал ИЗО сектором), позже перешел в Наркомпрос, в отдел ИЗО комиссариата народного образования, где устраивал выставки, организовал школу пролетарских художников-самоучек, работал в педагогической секции по разработке новых методов художественного образования, принимал участие в реформе Академии художеств.

Одновременно заведывал художественной частью и был членом редколлегии журнала "Пламя".
Уже с 1919 г. Пумпянский активно включился в профсоюзную деятельность Союза Работников искусств, был членом Правления и Президиума, заведовал научно-теоретическим отделом (1920-1931 г. г.), культотделом и др. О работе разных комиссий по организации жизни в области изобразительного искусства и театра была специальная публикация в "Бюллетене" Сорабиса No 2.

Принимал участие в деятельности организованного при Союзе клуба (ЦДИ), с 1934 года - Клуба художников, затем объединенного клуба работников искусств.

С начала 1930-х годов был одним из организаторов Ленинградского института повышения квалификации работников искусств, его директором (1932-1935 г.г.), заведовал методическим кабинетом и издательством до момента ликвидации института (1937 г.). С 1938 года был методистом при секторе кадров Управления по делам искусств Ленсовета, методистом по работе среди художников в Ленинградском доме искусств.

Одновременно он много работал во Всероссийской Академии Художеств, где был старшим научным сотрудником, исполнял обязанности декана вновь организованного факультета истории искусств. По заданию Академии он готовил к изданию книгу, посвященную творчеству В.А. Серова, участвовал в составлении учебника по курсу "Искусство народов СССР" совместно с бригадой, возглавляемой профессором С.К. Исаковым. Вот какую характеристику дали ему директор и председатель местного комитета ВАХ: "Товарищ Пумпянский Лев Иванович, исполняющий обязанности декана искусствоведческого факультета, является старшим научным сотрудником Всероссийской Академии Художеств. Будучи хорошим знатоком русского искусства, товарищ Пумпянский зарекомендовал себя как добросовестный педагог и хороший лектор. Принимал участие в составлении печатных трудов по истории Академии Художеств, а также в разработке методических руководств на факультете".

К концу 1930-х годов накопилось много интересных идей, актуальных тем, которые требовали воплощения, но огромная текущая работа, постоянная занятость не позволили осуществить задуманное. В январе 1939 г. Пумпянский писал директору ВАХ В.Я.Родионову о своем желании продолжить и закончить начатые научные темы. К ним относились: 1).Окончание книги "Серов", начатой в 1938 году, 2)."Проблема портрета" на материале русского и советского искусства, 3) "Пространство и время как элементы содержательной композиции" - исследование различных методов и приемов организации пространства и времени в картинах эпохи Возрождения, барокко, классицизма, романтизма XIX века и т.д.

При этом, оставаясь научным сотрудником ВАХ, он предполагал участвовать в работе кафедры искусства народов СССР, в организации выставок в методкабилете, подготовить доклады "Советское искусство и проблема классического наследия", "Теория портрета", "Пространство и время как компоненты сюжетной композиции".

Он просил освободить его от административных обязанностей. Но этому не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война. 19 февраля 1942 г. Академия Художеств эвакуировалась. Пумпянский выехать не мог из-за болезни жены и собирался в ближайшее время прибыть к месту следования Академии. Все было подготовлено: "...необходимая литература для факультета истории искусств, а также учебные планы и сводки успеваемости по экзаменационной сессии уложены в 6 пакетов и находятся в библиотеке ВАХ".

Заботясь об их сохранности он просил о приемке этих материалов определенным лицом и отправке с имуществом Академии.

16 марта 1942 г. ему было выписано командировочное удостоверение в Самарканд. Но выехать из города становилось все труднее... Не смог он выбраться и с эшелоном Дзержинского района 25 марта, не эвакуировался и 9 июля 1942 г. в Ярославскую область, в бывшее имение Н.А. Некрасова, где была творческая база Академии Художеств..


В конце апреля 1943 года в Самарканде, где в то время была Академия Художеств, вышел 19-ый выпуск газеты "За социалистический реализм" (орган дирекции, партбюро, комитета ВЛКСМ и профкома Всероссийской академии художеств), где имя Льва Ивановича Пумпянского было заключено в черную рамку, публиковался некролог, написанный профессором Сергеем Константиновичем Исаковым: "Пришло печальное известие: в Ленинграде скончался Лев Иванович Пумпянский. С первых дней Великой Октябрьской революции, захваченный мощным освободительным движением, Лев Иванович всей душой отдался делу строительства социалистического общества. В обстановке озлобленного саботажа, он, гуманист по образованию, художник по профессии, человек исключительно широких, энциклопедических познаний, работает на самых разнообразных поприщах, где только ощущалась потребность в использовании его как организатора, пропагандиста, лектора, педагога, литератора, художника-оформителя. Работал с увлечением, настойчиво, вдумчиво, не щадя ни времени, ни сил. Особенно привлекала его к себе
область профессионального движения и с 1919 г, Лев Иванович сосредотачивает всю свою энергию на создании Союза работников Искусства. И на развороте его деятельности. . .
Художественный мир Ленинграда, артисты, музыканты, художники, литераторы прекрасно знали Льва Ивановича, ценили его, как высоко культурного, подлинно советского человека, любили как товарища исключительно отзывчивого и прекрасно понимающего условия художественной жизни и постоянно прибегали к его советам и помощи.
В Академии художеств Лев Иванович работал недолго: всего несколько лет. Начав с должности научного сотрудника факультета истории и теории искусства он вскоре завоевал себе общее уважение, и был выдвинут на пост декана. Болезнь жены не позволила ему эвакуироваться из Ленинграда вместе с Академией. Еще совсем, казалось бы недавно, газеты сообщали о выступлении его на научном заседании Эрмитажа. Все думалось, вот-вот приедет он к нам сюда, в Самарканд, внесет в нашу среду Присущую ему бодрость, активность, жизнерадостность... И вдруг...
Почтите, товарищи, память нашего дорогого соратника и друга. Теснее сомкните ряды, еще дружнее поведем работу нашу'по подготовке новых кадров художников-борцов за светлые идеалы коммунизма. Это будет лучший венок на могилу Льва Ивановича Пумпянского".
Лев Иванович Пумпянский умер в блокадном Ленинграде 10 марта 1943.


Назад к списку статей Версия для печати

ООО "Город Искусств"