Интернет галерея антикварного и современного искусства (812) 951 86 52 
Город Искусств
АНТИКВАРИАТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Современные художники, представленные на сайте
Русские художники 19 века и начала 20 века
О русских художниках 18 века
Русский авангард:мифы и реальность
Художественные объединения Москвы и Ленинграда
Нонконформизм в русском искусстве
О копиях, подделках и экспертизе
Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге 1703-1917
Ленинградские художники, погибшие в годы ВОВ
О европейском фарфоре
 
АИС (СПб) - ТАРНЯГИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Живописец.
Иван Александрович Тарнягин родился в 1904 г., 13 сентября, в Архангельской губ. Шенкурского уезда в деревне Арефннской в семье крестьянина. Надела земли не имел (сдал в сельхозартель).
Общее образование до ВУЗа среднее: окончил школу II ступени (9-детку). В 1923 году поступил в Ленинградскую Академию художеств, которую закончил осенью 1929 года по монументальному отделению живописного факультета.
Вот какую характеристику дал своему ученику заведующий отделением и Кафедрой монументальной живописи профессор А.И. Савинов: "Во все время учения на отделении Монументальной живописи т.Тарнягин вел работу с выдающейся активностью и успешностью. Сознательно ставил .задачи, упорно и талантливо разрешал их и являлся ценным работником на Отделении в направлении исследований живописной формы, отвечающей особенностям и потребностям Советского государства".

В качестве диплома он представил и успешно защитил перед квалификационной  комиссией композицию "Идут на работу" - фрагмент проекта росписи для Московско-Нарвского дома культуры.
В год поступления в Академию художеств Тарнягин вступил в союз Рабис и успешно работал, квалифицируясь там ПО высшему 15-му разряду.
После окончании ИКСТИТутв около б месяцев работал в качестве заведующего и преподавателя а студии ИЗО (бывщая студия АХР). Затем заведовал ПОДГОТОВИТвЛЬНЫМИ курсами для рабочих при ИНПИИ. Летом 1929 г.преподавал там.
Поразительна поистине титаническая жизненная сила молодого художника: учеба, собственное творчество, преподавание как-то органически сочетались с разнообразной общественной деятельностью: по комсомолу -руководитель комсомольских политшкол, агитатор и ответственный секретарь коллектива ВЛКСМ в течение 3,5 лет; по партийной: член бюро коллектива ВКП(б) ВУЗа (в партию вступил в 1927 г.), представитель в комсомольской ячейке факультета; по профессиональной: член профкома, член исполнительного комитета ирофсекций ВУЗа; по академической: член предметной комиссии, староста и секретарь факультета. Работал в ряде общественных организаций ВУЗа - жилищной, стипендиальной и других, а также принимал активное участие в Проводимых ВУЗом, факультетом иобщественными организациями кампаниях.

После окончания ВУЗа работал ответственным секретарем фракции коммунистов Ленинградского филиала АХР и представителем ИЗО в секции РАВИС от художественной общественности- Руководство института оценило способности Тарнягина и он был рекомендован в аспирантуру, утвержден высшими инстанциями, но приступить к занятиям не смог: подошел очередной призыв па военную службу, В армии был ответственным редактором стенной газеты, а также участвовал в художественной клубной работе полка.
Лишь осенью 1930 года (в сентябре) удалось восстановиться в аспирантуре и приступить к осуществлению научных и творческих замыслов.
Представляет интерес план работы аспиранта Тарнягина, глубоко продуманный во всех основных положениях как теоретических, так и практических. "Совершенствование и исследование в практической рабо-те по композиции, как синтеза изыскания новых художественных форм выражения пролетарской идеологии... с учетом новых форм архитек-туры и ее социального содержания...". Изучение проблем живописно-монументальной композиции он предполагал вести в процессе практического осуществления государственного или общественного зака-за по оформлению здания современной архитектуры,Он возглавил бригаду аспирантов (в нее входили Г.Н. Веселое и Чернышев), которая оформляла клуб воинского подразделения. Серьезное значение придавалось вопросам живописных материалов, технических приемов, а проблемы света, цвета прорабатывались в лабораторных условиях.
Аспирант сочетал практическое осуществление замысла с серьезным изучением имеющейся литературы по вопросам монументальной живописи прошлого и современности. Руководителем он избрал заведующего кафедрой монументальной живописи профессора А.И. Савинова. Итоги этой исследовательской и практической работы он предполагал обобщить в теорети ческой монографии "Развитие монументальной живописи в СССР".
Хранящиеся в Архиве Академии художеств документы свидетельствуют о чрезвычайно интенсивной творческой и общественной деятельности художника в годы учебы в аспирантуре (1930-1934 г.г.). Специализируясь по массово-бытовой живописи, он выполняет ряд картин по заданию Ленинградского отделения ИЗО ГИЗа: "В лагерях осоавиахима" (1931 г.), "Культработа Красной армии" (1932 г., акварель, гуашь), "Шефы приехали" (1932 г.).
Одовременно он пишет много этюдов (масло), делает зарисовки. Для аспирантской работы ему необходимо изучение всех сторон жизни и быта армии, учебы солдат, их специальной подготовки. Он прикрепляется к 10-му Туркестанскому полку, где и ведет подготовительную работу, пишет этюды маслом, выполняет рисунки. В первомайские дни делает различные транспаранты для оформления праздника, летом едет в командировку в колхоз.
Поразительна его творческая активность, причем везде он не просто исполнитель, но художник думающий, обобщающий своп наблюдения, экспериментирующий, стремящийся внести что-то новое или возродить богатые традиции прошлого. Так тесное творческое содружество с издательством (Ленинградское отделение ИЗО ГИЗа), где массовыми тиражами выходили его картины, плакат "1-ое мая", породило теоретические работы на профильные для него темы: "Формы и техника массового печатания и проблемы массово-бытовой живописи в СССР", "Творческий метод художественной мастерской ИЗО ГИЗа в Ленинграде", "Проблемы советского лубка".
В эту пору были очень распространены характеристики, требуемые (и, соответственно, выдаваемые) по разным поводам. Так вот все они неизменно отмечали хорошие организационные способности, высокую профессиональную подготовку, общественную активность не только в ВУЗе, но уже и на "ИЗО фронте" Ленинграда: он входил в местные объединения ОМАХР, АХР и ЛАПХ. В 1930-1931 г.г. был ответственным секретарем Ленинградского филиала АХР, членом Совета Ленинградского филиала Федерации советских художников.
В 1931 г." был избран членом Центрального Совета АХРа в Москве. С этого года началась его активная выставочная деятельность. Работы экспонируются как в Ленинграде, так и в других городах. "Нужно оставить при ВУЗе",- категорично и определенно заканчивалась очередная характеристика, данная художнику Академией художеств А он и так был достаточно тесно связан с ней. Уже в июле 1930 году был старшим ассистентом кафедры живописи на монументально-строительном отделении, а с августа 1933 г. "приступил к работе заведующим учебной частью подготовительных классов,совмещая эту работу с преподаванием" (до 1934 г.). Преподавание ИЗО дисциплин было одной и 1 существенных сторон его творческой деятельности. Оно началось сразу после окончания ВХУТЕИНа в бывшей ИЗО студии АХР (на Демидовом переулке, 5 ), которой он тогда и заведовал.
Трудный период реорганизации Академии художеств и при ней состоящих Рабфака, подготовительных курсов и классов наступил как раз перед окончанием аспирантуры. Художник волнуется, просит отсрочить сачу дипломной, картины, в декабре 1933 г. получает разрешение на продолжение работы до 1 апреля 1934 г., но 13 марта 1934 г. культурно-просветительный отдел Ленинградского городского Комитета ВКП(б) отзывает его в распоряжение Ленинградского ИЗОГНЗа с просьбой освободить от работы заведующего учебной частью Подготовительных классов "не позднее 15 марта с.г.". Совсем в духе того времени - в двухдневный срок перечеркнуть целые годы труда! Несколько месяцев он еще преподает в подготовительных классах (до июля 1934 г.), но совмещать педагогическую деятельность с новой работой редактора ЛенИЗОГИЗа становится невозможно и Тарнягин навсегда покидает Всероссийскую Академию художеств.
Теперь он работает главным образом в станковой живописи, много рисует, пишет акварелью. В секции графики Русского музея хранится несколько его рисунков и акварелей. Это пейзажи с деревьями или лесом у воды. Выполненные мягким карандашом рисунки отличаются живописностью, которой художник добивается мастерски используя растушку. Некоторые из них датированы и подписаны: 21 июля 1934 г. исполнен лист, названный художником "Туманно". Купа деревьев над водой почти осязаемо .окутывается туманом, он буквально клочьями повисает на ветвях. Проникновенное, тонкое ощущение состояния природы, ее поэтическое видение с особой ясностью выражены в акварелях. Он великолепно владеет этой техникой, сочетая прозрачность красочного слоя, положенного легким (до -нежности!) мазком с фактурностью первой лаковых деталей, рожденной направляемым художником движением краски по белому листу.
Таковы акварели с мотивами заходящего солнца или прозрачного осеннего леса, отраженного в словно уснувшей воде.
Приобретаются музеями и его живописные работы; в Ленинграде - Музей Революции, Артиллерийский, Киевский художественный музей, Музей во Владивостоке и др. Музей Революции в Ленинграде сохранил подписное и датированное живописное полотно художника "Продотряд в деревне. 1918". Зима. Кулацкий двор с добротными постройками (каменный дом, великолепный рубленый сарай) заполнили крестьяне. Здесь комсомольский продовольственный отряд конфискует хлеб, припрятанный богатеем. Сюжет развертывается повествовательно, с присущей тому времени (на картине есть дата - 1932 г.) прямолинейностью, с утрировкой черт основных персонажей, перекликающихся как-то и с образами народного лубка, и с крестьянскими типами у русских авангардистов начала XX века. В этом смысле выделяется коренастая, приземистая фигура кулака, с хищным взглядом и злобной решимостью, наступающая на группу молодежи, достающую мешки с зерном из ямы-тайника и укладывающую их на дровни-розвальни.
Среди основных работ художник называет живописное полотно  "Отправка комсомольцев на фронт" (1933 г.), "Заводской штаб красной гвардии" (1934 г.), выполнена для Выборгского Дома культуры в Ленинграде, серию работ для Дальневосточной выставки (1936,1937 г.г..Владивосток), "Партизаны" (1938,1939 гг), два варианта для г.Комсомольска и Артиллерийского музея в Ленинграде). Для выставки в Мурманске он подготовил картину "Буксир буксирует плоты леса" (1940 г.). Последние живописные работы, связаны с участием художника в финской войне ("Партизаны", 1941 г.).
Он жил в Ленинграде, на Бородинской улице 13, кв.40, откуда и ушел на фронт. "Погиб на фронте в 1941 г. тридцати семи лет", - сообщает скорбный некролог, с великой любовью и тщанием составленный сотрудницей архива Академии художеств Аннон Максимовной СМИРНОВОЙ.


Назад к списку статей Версия для печати

ООО "Город Искусств"