Интернет галерея антикварного и современного искусства (812) 951 86 52 
Город Искусств
АНТИКВАРИАТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Современные художники, представленные на сайте
Русские художники 19 века и начала 20 века
О русских художниках 18 века
Русский авангард:мифы и реальность
Художественные объединения Москвы и Ленинграда
Нонконформизм в русском искусстве
О копиях, подделках и экспертизе
Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге 1703-1917
Ленинградские художники, погибшие в годы ВОВ
О европейском фарфоре
 
М. Унксова - Экспрессионизм

Течение экспрессионизм, возникшее в первые десятилетия XX века как экспрессивно-преображающее натуру,  нашло многих своих последователей среди нонконформистов.

При характерном для экспрессионизма единстве формы и содержания, художники применяли весь комплекс формалистических приемов. Экспрессионизм, экспрессивная деформация объектов, экстатичиость цвета, резкие тональные контрасты, использование тяжелых массивов краски, угловатые «рубленые» формы, упрощенные контуры — все это используется для шокового поражения зрителя, экзистенциалистского отчуждения человека. Внутренний мир художника, его чувства проецируются на внешний для своего выражения максимально субъективно, что делает возможной любую деформацию субъектов, предметов и явлений внешнего мира.

Художник-экспрессионист упорядочивает действительность по-своему, создает из хаоса — свой космос. Оригинальные, часто пугающие, миры создали наиболее известные из нонконформистов: М.Шемякин, О.Целков, В.Овчинников, А.Раппопорт, Ю.Жарких, Е.Фигурина.

На картине Олега Целкова предстают странные и страшные «люди» — у них круглые безволосые лица, маленькие прищуренные глаза, посаженные асимметрично, почти па лбу, полусгнившие зубы, плоские ступни. Яркие, режущие глаз краски, широкие объемы придают полотнам Целкова масштаб, движение, мощь. Элементарные локальные линии, монохромная цветовая гамма выразительно характеризуют мир людей с «перекошенными мордами фанатиков», по выражению Л.Глезера, которые, разевая пасть с остатками зубов, то ли восторженно кричат, то ли поют. В этих уродах зритель не может не видеть неистребимой уверенности в собственном могуществе. В основе этого фантасмагорического по мерзости мира лежит социальное и философское неприятие современной художнику жизни.

О.Целков — один из основателей нонконформизма, создал этот мир в 60-е-70-е годы. Но словам самого Целкова при социализме он «возводил зло в норму, ибо оно глядело отовсюду. Система просто зверская, какой-то Освенцим для человеческого духа». Зло, воплощен ное в персонажах его картин, было активным, нетерпимым и агрессивным.

Другой знаменитый нонконформист Юрий Жарких писал сонмы людей-уродцев, чем-то похожих на человеческие эмбрионы. Они агрессивно-динамичны — шагают в ногу с выброшенными руками, клубятся в неопределенных хаотических толпах, изъедены язвами, напоминающими посмертное тление. Лица на его картинах — как неподвижные маски, распятие мучительно изогнуто, портрет и фигура в полный рост напоминают рентгеновские снимки человеческих душ. По выражению Г. Махровой, живопись Ю.Жарких «это конвульсии дестабилизированного человечества» (Г.Махрова, 1998).

Наиболее известен из экспрессионистов вышедший из нонконформизма и приобретший ныне мировую известность М.Шемякин. Его произведения 60-х — 70-х годов (Шемякин эмигрировал в 1971 г.) представлены натюрмортами с полусъеденным и фруктами, тщательно выписанными в мрачной серо-коричневой гамме, своеобразными рисунками с искаженными пропорциями фигур и лицами, фактурно написанными тушами мясных магазинов, клоунскими масками, изогнутыми фигурами на фоне убогих городских пейзажей («Преступление и наказание», до 1971). Цикл акварелей «Карнавалы Санкт-Петербурга» характеризуется своеобразной фантастической гротескностью, плавностью линий рисунка, утонченным цветовым богатством. Художник рано создал свой метафизический мир и ему пришлось в полной мере испытать на себе карательную систему господствующей, в искусстве идеологии — в психиатрической больнице ему уколами и таблетками психотропных средств внушали отвращение к живописи. Обыски, аресты, психбольница накладывали мрачный отпечаток на раннее творчество Шемякина («Вид из дурдома», до 1971). Именно они породили отталкивающе-зловещий характер деформации человеческих фигур и объектов, который оказался характерен и для более поздних работ художника.

Владимир Овчинников, также один из основателей нонконформизма, представил мир смешения обыденного и религиозного планов содержания. Его Святой Себастьян одет в солдатскую ушанку и стоит у столба электропроводки, какие стоят в сельской местности. На перроне небольшой узнаваемой пригородной станции электрички под Ленинградом - в толпе затесались ангелы. У персонажей Овчинникова одинаковые круглые головки, отрешенные лица, деформированные до сходства с деревянными болванчиками фигуры. Но они светятся каким-то потусторонним светом.

Живопись Овчинникова — это оригинальный, плоский, упрощенный до наивности стиль, его прямоугольные массивные фигуры напоминают рабочих и крестьян Малевича или Ботеро. Художник ясно представляет атмосферу духовной опустошенности, морального упадка и пустоты, характерной для повседневной советской жизни, смешивая традиционные русские характерные мотивы с мотивами Священного писания, античной мифологии.

Помещая религиозные и мифологические персонажи в обстановку бедности и убожества в соседстве с фигурами советского общества, Овчинников выражает современную ему страну — все еще примитивно-крестьянскую, отсталую, и в то же время поглощенную милитаризацией. Его живопись оставляет впечатление проникновения в сущность жизни там, где забыли Бога.

В целом экспрессионистское течение в нонконформизме было наиболее широко распространено, в нем работали десятки художников. Они выражали тревожное, даже болезненное мироощущение, присущее периоду существования нонконформизма, наполненному социальными кризисами и беспокойством.


Назад к списку статей Версия для печати

ООО "Город Искусств"